Схема метафорического процессинга

Олег Матвеев 2009

В данной схеме Олег Матвеев скомбинировал такие методы как Фокусирование, Чистый язык, Чистое пространство, Символическое моделирование. Пояснения Артура Васильева в квадратных скобках.

Прояснение пространства

Пространство

• Создай пространство
[
АВ: почувствуй, где ты сейчас находишься, что это за пространство?....]

• Отметь себя в этом пространстве

• Отметь свое тело в этом пространстве

• Отметь ведущего в этом пространстве

Эталонное состояние (тест)

• Представь себе в этом пространстве "эталонное состояние"
[АВ: лучшее здесь-и-сейчас, идеальное, лучшее как эталон на будущее]

• Отметь, мешает ли тебе что-то быть в этом состоянии здесь и сейчас

Список

• Составь список, отмечая каждое проявление, мешающее быть в "эталонном состоянии"

• До состояния "Если бы не это (то, что есть в списке), все было бы великолепно" (полный список)
[АВ: т.е. уточняем и пополняем список того, что мешает, до состояния пустоты разумения]

Задать вектор работы

• Просмотри список, перебирая по очереди имеющиеся пункты

• На чем твое внимание?
[АВ: то что содержит наиболее яркий/сильный/глубокий эмоциональный заряд]

• Что ты хочешь, чтобы произошло?

• С чем бы ты хотел поработать в этой сессии?

Фокусирование

• Отметь связанное с выбранным пунктом «чувство ситуации»

• Вчувствуйся в него, наблюдай его, собери его воедино

Моделирование

Обработка проявлений

• Что происходит?

• Что произошло?

• Как оно теперь?

Определить местоположение

• Где (конкретно) находится (X)?
[АВ: Х - это выбранный элемент списка того, что мешает]

• И это (X) - внутри или снаружи?

• И у (X) - есть размер или форма?

• На каком расстоянии находится (X) от ***?
[АВ: *** здесь - это элементы, фиксирующие пространство: вариации *** - от поверхности, Вас, от эталона, от земли, от края горизонта... собственно здесь мы видим нарушение логики всей схемы...]

Сформировать метафору

• И есть что-то еще о (X)?

• И что это за (X)?

• И это (X) похоже на что / оно как что?

• И что (X) хотело бы, чтобы произошло?

Сформировать метафорический ландшафт

• И между (X) и (У) есть какая-то связь?
[АВ: смотри комментарий к ***]

• И между (X) и (У) есть какая-то разница, или они одинаковые?

• И что находится между (X) и (У)?

• И когда (X), что происходит с (У)?

• И что находится за пределами (X)?

Изменения во времени

• И что происходит потом (тогда)?

• И что происходит непосредственно перед (X)?

Источник

И откуда могло бы взяться (X)?

Условия

• И что нужно, чтобы (X) произошло?

• И может ли (X) произойти?

Завершение сессии

• Как оно (исходный запрос/пункт для работы) теперь?

• Просмотреть исходный список пунктов

• Есть ли еще что-то, что ты хочешь чтобы произошло в этой сессии?

• Какие выводы / решения / осознания пришли к тебе в результате проработки?

• Можем ли мы на этом остановиться?

 

Вопросы Чистого языка

Синтаксис

И (слова клиента), и когда (и вот) (слова клиента), (чистый вопрос)?

Свойства

И есть что-то еще о …?

Что это за …? 

Этот … - какой?

Есть ли у … размер или форма?

И сколько …?

Расположение

И где (именно, конкретно) (находится) (это) …?

На каком расстоянии (там, повторяя жест клиента) …?

И есть ли что-то за (пределами) …?

В каком направлении …?

И … – внутри или снаружи …?

Последовательность

И что происходит прямо перед …?

И что происходит потом (затем)?

Источник

И откуда (там) (это) …?

И откуда … могло бы произойти?

Изменения

Резко изменилось что-то в лице и т.п.:

Что только что произошло?

Что происходит?

Метафора

И это … - как что?

Взаимоотношения

И есть ли связь между …?

И когда …, то что (происходит) с …?

И … и … - одинаковые или отличаются?

И что находится между … и …?

Желаемый результат

Что ты хочешь (хотел бы), чтобы произошло?

Что … хочет?

Условия

И что должно случиться, чтобы …?

И что нужно для того, чтобы … произошло?

Вводные

Как ты знаешь, что …?

Там (тут) (повторяя жест или движение клиента), на чем твое внимание?


 

Плюс пример сессии Символического моделирования

Оригинал взят отсюда
http://www.cleanlanguage.co.uk/articles/categories/Clean-Language/Introductory/

 

 

 

 

Юджин Джендлин
Цикл фокусинга (=прояснения)

 

1) Начало сессии:
Прояснение пространства

a) Отметь качество своего собственного состояния.
b) Как мои дела? Что не дает мне обладать ощущением того, что все отлично? Что не так?
c) Настройка: Не отвечай на этот вопрос сам, ожидай ответа из своего пространства (тела, ауры, «банка»). На это может потребоваться несколько минут. Не торопись, жди. Не поддавайся соблазну ответить самому, «из ума». Ответы из ума приходят сразу, они известны. Это не то, что нам надо. Нам нужен «ответ изнутри». Он всплывет сам собой, если только позволить ему это сделать.
d) Не входи ни во что. Отмечай каждое всплывающее беспокойство.
e) Отметив, отставляй каждое в сторону, рядом с собой. Сделай небольшой список, пусть все это будет как бы в стороне от тебя. Я вне её, я очищаю себе пространство для сессии.
f) Кроме этого, все отлично? Повторять до исчерпывания списка беспокойств.

2) Фокусирование:

a) Отметь наиболее заряженное беспокойство (с э-метром – медленной оценкой по ручке тона или по показаниям).
b) Не входи в эту проблему. Что я ощущаю во внутреннем пространстве, когда направляю внимание на всю эту проблему?
c) Попробуй потренироваться: Как бы я себя чувствовал, если бы все было ОК? Как я себя чувствую, когда смотрю на это беспокойство? Вот это оно и есть. Улови его, настройся.
d) Собери воедино ощущение состояния всей этой вещи, прочувствуй его – совокупное целостное мутно-дискомфортное неясное состояние в основе этого. Это ключевой момент данного подхода. Это НЕ эмоция и НЕ телесное ощущение, это специфическое, характерное сложное состояние внутреннего пространства, которое возникает тогда, когда смотришь на выбранное беспокойство. Нужно научиться на него настраиваться и воспроизводить его.
e) Обычно это сопровождается заметным ростом РТ. Это нормально. Не прерывай линии формирования этоесть.

3) Нахождение ключа (формулировка):

a) Направляя внимание на это ощущение, получи от него ответ изнутри: «Что это?». Каким качеством обладает это ощущение? Какое слово, фраза или образ выходят из этого ощущения? Какое слово наиболее качественно подходит к нему?
b) Если полученный ответ дает изменения, отлично – ключ у нас в руках. Если нет – снова шаг 3а.
c) Используй «указания» и «ведение» по показаниям э-метра по необходимости. Не прерывай срывов! Это гасит эффективность процесса.

4) Прокрутка ключа (прояснение):

a) Сопоставь несколько раз это слово или образ и ощущение. Правильно? Если они подходят друг к другу, прочувствуй это совпадение.
B) Если ощущение изменяется, внимательно следуй за ним. Посмотри, что там есть еще, что выходит за рамки полученного ответа. Получив точное соответствие, когда слова или образы будут точно совпадать с этим ощущением, прочувствуй это в течение достаточного времени.
c) РТ резко падает (срывается). Это то, что нам надо.

5) Процессинг:
(готовый список «кнопок» подпроверки или подходящий шаблонный процесс сборки или разборки)

a) Не отвечай на эти вопросы сам; подожди, пока ощущение не «прогреется» и не даст ответ само. Проверка: Как бы я себя чувствовал, если бы все было ОК? Что этому мешает?

6) Повтор:

Еще один цикл фокусирования (2а), или вполне можно на этом остановиться?

7) Завершение сессии:
Приём:

a) Прими все, что придет в ответ. Радуйся этому общению. Это только один шаг в отношении этой проблемы, он не последний.
B) Теперь, когда я знаю, в чем дело, можно оставить это и вернуться к этому позже.
c) Защити это от собственных оценок и обесцениваний. Соблюдай «кодекс прояснителя».

 

Примерный алгоритм работы
в Символическом Моделировании
  1. Чистое начало
  2. Определить, что клиент желает, чтобы произошло
    • Проблема – решение – результат.
  3. Запросить информацию о желаемом результате. Как только появится метафора, начать ее развивать:
    • а) Свойства
    • в) Местоположение
    • c) Название
  4. Развить каждый символ, найти ресурсы, обратить на них особое внимание.
  5. Взаимосвязь между символами (построение ландшафта).
  6. Последовательность состояний в ландшафте (временное измерение состояния).
  7. Определить возможные источники изменений ландшафта.
  8. Определить условия, необходимые для изменения.
  9. Проверить выполнимость этих условий для клиента.
  10. Проверить выполнение исходного желаемого результата.
  11. Проверка на последствия.
 

 

Олег Матвеев

Контрольный список для оценки качества работы
ведущего по Символическому моделированию

1. Использовал чистое начало.
2. Построил пространство и прояснил его.
3. Правильно начал сессию, выявив желаемый результат (модель Проблема – Решение - Результат).
4. Полностью использовал синтаксис чистого языка.
5. Точно воспроизводил информацию клиента, не искажая того, что он сказал.
6. Замедлял темп своей речи, с целью стимулировать работу клиента с внутренним миром.
7. Не переключался на «беседу с клиентом» вместо чистого языка.
8. Делал достаточно большие и комфортные паузы в речи, с целью стимулировать работу клиента с внутренним миром.
9. Отмечал телесные ощущения, эмоции, мысли, картинки и преобразовывал их в метафоры для работы.
10. Развивал каждую метафору – расположение, свойства, название.
11. Не торопился в работе, отдавая приоритет метафорическому восприятию клиента, а не процессу общения между клиентом и ведущим.
12. Направлял внимание клиента на информацию из его внутреннего мира, а не привлекал внимание к себе или к клиенту.
13. Использовал невербальные средства общения, активно поддерживал общую реальность, используя жесты.
14. Внимательно отслеживал все текущие изменения у клиента, спрашивая «что происходит?».
15. Не вводил никаких открытых или скрытых оценок или предположений в карту клиента из своей карты.
16. Сумел обнаружить ресурсы и развить связанные с ними метафоры.
17. Проработал взаимосвязи и построил с клиентом связный ландшафт.
18. Время от времени суммировал информацию о ландшафте, тем самым подтверждая переживания клиента в сессии.
19. Убедился в психоактивности ландшафта, суммируя информацию и побуждая клиента сравнивать метафорический ландшафт с исходным запросом.
20. Исследовал последовательность событий (линию времени) в ландшафте.
21. Сумел довести ландшафт до назревшего изменения.
22. Проверил все необходимые для изменения условия.
23. Проверил выполнимость условий.
24. Постоянно поддерживал контакт с клиентом.
25. Четко формулировал каждый вопрос и доносил его до клиента, не говоря и не делая при этом ничего лишнего.
26. Не задавал два или несколько вопросов одновременно, вводя клиента в замешательство.
27. Адекватно полуподтверждал ответы клиента, говоря ему «угу» и т.п.
28. Уверенно вел ситуацию в сессии.
29. Привел сессию к полному достижению желаемого итога клиента, в рамках его ландшафта, к его удовольствию.

Солопроцессинг

Для того, чтобы работать по какой-либо процедуре, процессу, технике и т.п. самостоятельно, первым делом вам следует тщательно выписать от руки (письменно или на компьютере) собственное пошаговое изложение метода и убедиться в том, что вы полностью понимаете его логику. У вас под рукой должна быть компактная и удобная, понятная вам шпаргалка.

Шаблон работы Соло

1. Обратитесь к шпаргалке и прочитайте нужную инструкцию (вопрос или задание).
2. Выполните задание (задайте себе вопрос, сделайте действие и т.п.).
3. Отметьте, что пришло в виде отклика на предпринятое действие.
4. Запишите это в протокол.
5. С учетом полученных данных, посмотрите в шпаргалку и примите решение, какую следующую инструкцию нужно выполнить.
6. Вернитесь в шаг 1.
7. Продолжайте до достижения конечного явления (обычно оно в шпаргалке также должно быть прописано как отдельное действие).

 

 

Олег Матвеев

ППШ (процесс поднятия по шкале - модицикация ТМО Филиппа Михайловича)
______________________________

1. Событие

2. Место, время, участники, переживание (подобно описанию фильма)

3. Чувства?

4. Ожидания?

5. Оцени   +10/-10

6. Что самое неприятное в этом опыте?
Что тут не так?

7. Убрать, добавить, изменить?

8. Сделай это

9. Если меньше +10 возврат на шаг 2

10. Проверка на ложную 10-ку (готов ли ты ручаться, что лучше не бывает?)

11. Выводы, решения, осознания

 

 

Категории и СиМ