Умение читать

Упражнения:  1. Рациональное чтение   2. Качественное чтение   3. Развитие слога    
Способствующие заметки       Что читать     Базовая практика    +    Предметное чтение

Попробуем ответить на вопрос:
Что такое душа и чем она наполнена?

Мы знаем, что душа полнится чувствами, воспоминаниями, информацией. Уточняя это представление, можно различить в душе базовые элементы. Это образы человеков - образы предметов - образы ситуаций - образы явлений и процессов. Мы рассмотрим здесь только один элемент - образы человеков.

Душа-чувства начинают формироваться во внутриутробном периоде. Их основа - органическая целостность психики-тела-генотипа матери. Формируется ядро души.

Человек рождается и душа начинает пополняться образами человеков. Учтите - душа ничего не забывает. Это подтверждено вспоминаниями в гипнотическом трансе. Поэтому в течение жизни душа накапливает огромное количество человеко-образов. Особенно велики эти количества в душах жителей крупных городов. Другое дело, что душевные силы у всех нас примерно равны и поэтому "чем больше образов - тем меньше их средний заряд". Представьте, подумайте об этом сами.

Чем ближе образ человека к ядру души - тем он сильнее, тем большее влияние оказывает на всю нашу жизнедеятельность, тем шире распахивается душа при встрече с этим человеком и дает больше света. У политиков и артистов даже есть такое понятие - своя публика.

В ближних слоях души мы обнаружим самых первых наших человеков - родителей и тех кто вошел в душу в первые месяцы и годы. Поэтому уважайте своих родителей, любите их и помогайте им - это забота о глубинных слоях собственной души.

Здесь же, в первых слоях от ядра, мы обнаруживаем и первочеловеков цивилизации - лучших представителей рода человеческого: Хреста, Магомета, Будду и других первочеловеков и Мастеров.

Чуть дальше находятся друзья и гармоничные человеки - авторы и герои хороших книг, фильмов, телепередач...

На самой окраине души находятся серые человечки, например, попутчики в вагоне метро в 10-летней давности поездке.

А вот с неприятными, врагами, ломщиками, просто наглыми особями ситуация иная. Они бесцеремонно вторгаются в наши души, занимают самые светлые места и требуют постоянного широкого внимания. Они действуют без правил и их всегда сопровождает ореол вседозволенности и возможного насилия. Это не мнительность, ореол создается наглостью и пуганием. Воевать с ними бесполезно - проиграете. Можно избегать их, дистанироваться - но это та еще морока. И главное: непонятно что делать с теми, кто уже впечатался-вломился в вашу душу, прожег ее или скособочил; или с теми, с кем мы вынуждены тесно общаться по соседству или по работе.

Общий совет: совершенствуйтесь согласно своему разуму, больше сил-умений - меньше конфликов.

Конкретный совет: только предметное творчество. Не спорьте, не обижайтесь, не противостойте и не подчиняйтесь/не расслабляйтесь/не плюйтесь - займитесь наведением порядка, что-то подремонтируйте, придумайте и воплотите какую-нибудь полезность или красивость. Когда ваших предметных хорошестей накопится, то плохой человек будет вынужден признать вас и даже будет пособничать-хвалить как может. Терпение - основа мудрости (Платон). Чем больше души вы вкладываете в дизайн - тем меньше душа открыта для плохих воздействий.

Вселенский взгляд. Что бы мы не делали, мы прокуручиваем в себе, проходим через 4 этапа целостного процесса. Каждый этап отличен особым качеством. В древности эти этапы-качества называли стихиями. Мы используем более современное название - 4 уровня неопределенности. Так вот: успех и эффективность человека прямо зависят от его способности принимать и преобразовывать эти неопределенности в новые личные-общие ресурсы.

Управителями этих уровней являются величайшие мастера, сформировавшие ядро нашей души. Это небесные светили: Земля, Луна, Солнце, Галактика. Как они это делают и как соединить их между собой в союз родящий в душе благоть - это содержание качественного курса Небесной механики.

Но тут есть проблема. Каналы поступления благоти создают чувства. Но человеки слишком отличны от небесных светил. А знания сами по себе не родят чувств. Тупик.

И тогда мы вновь обращаем внимание на первочеловеков. Ведь им это как-то удалось и ведь они живут как раз там, где нам необходимо породить собственные чувства - вокруг сердца души. Это первочеловеки и мастера, достигшие при жизни гармонии и благотности своей жизнедеятельности. Укрепляя и развивая их образы в своей душе, мы впускаем в душу свет и благоть из самого сердца души. И одновременно мы лечим-вытесняем накопленный всею жизнью негатив.

Для этого можно воспользоваться продуктами первочеловеков и мастеров. Например, их книгами.

Логика использования гармоничных книг представлена, назовем теперь самые-самые лучшие книги. Я их называю библами. Привожу идеальный список первых книг:
• Евангелия - попробуйте воспользоваться моей реконструкцией Единого евангелия
• Ошо Раджниш - Жизнь Любовь Смех
• Уроки точечного массажа Мак-Иов Риго
• Карлос Кастанеда - любой том о Хуане Матусе (всего их десять - лучшая профилактика старческого маразма)
• Игорь Акимов, Виктор Клименко "Мальчик, который умел летать..."
• Владимир Тарасов - Искусство управленческой борьбы

Здесь высшая сила-гармония слога. А для полезности попробуйте читать и мои тексты.

Как читать

Упражнение "Рациональное чтение".
Возьмите хорошую книгу, выберите текстовой фрагмент. Прочитайте первый абзац, вникая в смысл предложений, но не стараясь специально его запомнить. Послушайте отпечаток абзаца в ваших чувствах и памяти. Скорей всего вы обнаружите несколько словесных островков, остальная часть абзаца будет скрыта туманом. Прочитайте абзац еще раз, спокойно и не спеша вникая в авторский процесс формирования смысла. Вновь послушайте отпечаток. Несколько подобных попыток (обычно 3-5) и текст абзаца полностью всплывет в ваших чувствах - сам, естественно, без напряжения. Поздравьте себя. Вы только что познакомились с основным принципом классического обучения: Повторение - мать учения.

Методические моменты – а) не спешите, играйте с текстом, б) объем фрагмента нормируйте на уровне четверти обычной страницы, в) отмечайте % восприятия абзаца после каждого прочтения, г) переходите к следующему абзацу, если воспринято 70-80% текста.

Если продолжать читать таким способом, то постепенно число повторов будет сокращаться, выработаются личные/естественные ритм и стиль восприятия. И можно начать увеличивать объем. Пока вы не начнете воспринимать текст в 1-2 страницы без искажений в одно прочтение. Курс расчитан на 40 часов. Но... еще раньше вы почувствуете, как перестраивается ваше осознание. Критичность мышления спадает, на первый план выходит память, исчезают собственные мысли по поводу прочитанного. Человек глупеет.

Тут что-то явно не так. Попробуем изменить доминанту.
 

Упражнение "Качественное чтение".
Пусть теперь накапливается не точность воспроизведения, а сам смысл. Представьте, что авторы, хорошо зная свой предмет, описывают шаг за шагом свое чувство предмета: с одной стороны, с другой; проявляя внутренние связи-содержание-характер; добиваясь точности-полноты-заряженности описания. Это реальные чувства, порождаемые реальным предметом.
Читая абзац раз за разом, вы не спеша наполняетесь содержимым и проявляете собственное чувственное ощущение предмета, приближаясь к его сути. 3-5 попыток и внутри вас созревает заряд достаточный для проявления собственных мыслей. После некоторой тренировки вместо повторов можно (это лучше) использовать паузы. Замедлитесь, вслушайтесь в свои чувства - возникает сам собой творческий конспект-образ-заряд прочитанного.

Замечательно! – но приходит срок и вновь что-то вмешивается в процесс общения с прекрасным.

Если текст хорош, то ваша энергия растет. Если плох, то медленное смысловое чтение приводит к заметной потере энергии и скуке, хочется пролистать материал побыстрей или закрыть книгу. Продолжение чтения в большинстве случаев ведет к нарастанию дискомфорта. Ведь вы глубоко настраиваетесь на слог автора, состояние его души. И чувствуете как тело буквально протестует против чтения. Например, читая многое из Пушкина или Высоцкого, вы со слогом получаете заряд боли и безысходности, который оказался не по силам этим гениям... Снова поздравьте себя. Вы только что познакомились с прекрасным способом определения полезности книжек и авторов, их влияния на ваши психику и здоровье.

К сожалению текстов органично влияющих на наше здоровье довольно мало. Следовательно, встают задачи поиска хороших текстов и экологичной работы с вредноватой информацией. Внимание: качество-гармония текста на 80% определяется уровнем самооценки и органичности самого автора.

Это легко доказать посредством тестирования текстов в группах лиц с самооценкой не ниже точной. В такой элитной группе собирается 15-20 участников, представляющих различные стили мышления. Группа организована соответственно естественной системной иерархии, т.е. в критических ситуациях подчиняется лидеру гармонии. Заметим, что элитные группы могут достоверно оценивать любые товары-услуги-проекты.

Элитный отбор позволяет привлечь к работе авторов. С одной стороны, достаточно легко показывать населению преимущества отобранных текстов. С другой стороны, это стимулирует продажи соответствующих книжных версий. И соответствующая организация - Банк-3000 - в этой связи становится агентом лучших книг и лучших авторов. Более того, становится заказчиком новой значимой информации и книг.

Гармоничных книг мало. Рекомендую к художественному чтению все труды Карлоса Кастанеда о волшебной природе человека и мира. Рекомендую к интеллектуальному чтению все труды Игоря Акимова и Виктора Клименко о природе таланта. Хороших книг заметно побольше.

А пока предлагаю способ компенсации книжных и не только книжных дисгармоний.
 

Упражнение "Развитие Слога". 
Начните с простых приемов. Если что-то не так – а) старайтесь уточнить-назвать источник-форму дискомфорта, б) разбейте дискомфорт на части – раз-два-три…, в) обострите требования ко времени-объему-цене…, г) остранитесь – взгляните со стороны, сделайте паузу, займитесь чем-то другим. Самое простое - перескажите, запишите фрагмент своими словами, стараясь обозначит дискомфорт (и комфорт!) поточнее.

Далее. Энергия воспринята (хорошая или плохая), воспринята через текст и, значит, требует действия. Действия-опредмечивания, в первую очередь, словесного.

Выберите ежедневную форму: заметки на полях, дневник, письмо к значимому другу, чувственный этюд. Ограничьте время - от 15 до 25 минут. Настройтесь на предмет (или чужой слог) чувством и телом, добиваясь устойчивой плотности энергии-ощущения. Теперь не спеша пишите. Чувство предмета обеспечивает непрерывность, связность процесса писания. Плотность энергии отсеивает словесные пустышки и шаблоны, выявляет подходящие вашему чувству слова, ассоциации, образы. Не думайте - чувство кристаллизируется в текст. Не спешите - слово рождается словом. Нарушая эти правила, Вы разрушаете процесс и вместо своих мыслей повторяете заученные=чужие стереотипы.

Другой вариант – молитва. Прямое обращение к божественным эталонам - источникам силы, пророкам, идеалам, божествам. Значимая мольба-молитва-разговор в сочетании с достойным собеседником позволяет кумулировать сильные энергии. Результат творческого общения с Божественным - прояснение цели и процесса, восстановление веры в свои силы, оздоровление души и тела. Попутно вы укрепляете свой Дух-Слог и настраиваете его на решение задач.

Способствующие заметки

1. Все упражнения обязательны. 

2. В смысловом чтении настраивайтесь на "сосуд абстракций". Автор вкладывает в свой текст намного больше смысла, чем непосредственно способен воспринять читатель. Решите вопрос с доверием и, затем, доверьтесь тексту. Смыслообразующая энергия удерживается словами. Для этого слова выстраиваются в "сосуд абстрации". Его вы можете почувствовать при чувственном припоминании текста. Что-то всплывает сразу, что-то торчит-прорезается, что-то остается в тумане. Вот в этом тумане чаще всего скрываются "сосуды абстракции". Настройка позволяет почувствовать здесь сгущение неосознаваемого пока вами смысла. Темные участки смысла и есть предмет вашего обучения. Это та самая разница, которая отличает автора от ученика.

3. Обращайте внимание на форму: начала абзацев, логические переходы и целостности, приемы удержания и возврата внимания, используемые образы. Довольно быстро вы почувствуете что такое стиль текста и поймете, что вам лично нравится-подходит больше. Это проявится в вашей речи и поможет вам овладеть азами журналистики:
• заголовок и начало - интрига, мобилизация, как бы выбор, странность, анонс
• структура - факты-модели-выводы, цепочка, параллельные линии, матрешка, разноплановость, развертывание-свертывание, короткие главки, монтаж, схема-иллюстрация; история, иерархия, логика, территория
• мотивация - притчи, анекдоты, пословицы, афоризмы; картинки, дизайн; якоря, повторы, обрывы; оживление, диалог альтернатив, изменение точки зрения; возврат к основам, использование стереотипов - табу - стимулов; аналогия, намек, пример, сравнение, наоборот, неожиданность; вопрос - сравнение - вывод, блок-подсказка, задача - тест - вызов
• фигуры - цитаты, поговорки, идиомы, фразеологические обороты; образные и переносные выражения, синонимы-антонимы, эпитеты, сравнения; метафоры, аллегории, гиперболы, перифраз, инверсия, антитеза; проблемная форма, диалог, слова-максималисты, освежение; номинализация, формулировки, переходы, трюизмы, переформирование, обращение к сознанию - подсознанию
• окончание - разрешение, повтор доминант, итоги, постановка задачи, призыв, благодарность, обратная связь - задание

4. В форм-стиле проявляется стиль мышления автора. Книги - это простейший способ понять новую логику, иной стиль мышления. Значит, понять мотивацию и поведение различающихся людей. Отсеяв пустышки - плоды завышенных людей, мы обнаружим на каждом этаже гармоников фазовые различия. Одни мыслят от первой фазы - генеративной, природной, феноменологической. Другие - от рациональности, порядка, сбалансированности и полноты. Третий стиль мышления волнуется, прессует, взлетает и пикирует. Четвертый - опирается на территорию и законы. Попробуйте настраиваться на разные стили. В поэзии - Ломоносов, сказки Пушкина, Тютчев, Есенин, Маяковский, Чуковский, Пастернак... - сравнивайте. В фантастике - Саймак, Шекли, Каттнер, Грин, Анчаров, Альтов, средние Стругацкие, Ефремов... В познании - Маркс, Сатпрем, Кастанеда, Раджниш, Акимов-Клименко, Белов, Друкер... Списки выстроены не столько по фазам мышления, сколько по оригинальности мышления авторов. 

5. Самой простой формой мотивации и контроля упражнений является парные занятия. Например, занятия со школьником. Примерно 100 часов занятий позволяют снять все учебные проблемы. Желательно помнить, что за первыми школьными навыками стоят сотни часов детского труда, то есть энергия помноженная на время.

Дополнительные упражнения:
• любование словом, словосочетанием, абзацем
• настрой на ощущения погружения в смысл фрагмента и обратного выгружения
• замедление до побуквенного чтения
• выделение силовых доминант и смысловой волны
• пересказ фрагментов друг другу с легким улучшением стиля
• ведение конспекта, схематизация смысла и составление симпатичного конспекта главы

Довертесь своему самочувствию и дыханию. Читайте в таком темпе, чтобы ваши силы не только не уменьшались, а лишь возрастали - пусть и потихоньку. Любование текстом и неторопливость - первые ключи к умению читать. Тем не менее чужой смысл накапливается и требует либо вытеснения, либо реорганизации в свой собственный смысл. Делайте здесь паузу и дышите с удовольствием, удерживая вниманием воспринятый смысл в форме облака. Все что необходимо для хорошего переосмысления - это энергия чувств. Дайте созреть этому процессу несколько раз и у вас появится возможность управлять им. Можно также попробовать покачивать внимание влево-вправо, ближнее и подальше - в темпе связности чувств. Освоив простое покачивание, можно попробовать броуновское покачивание в любые стороны - не спеша и криволинейно, связывая точки сферы линией проходящей через ваше тело.

Не забывайте и об отдыхе тела. Динамизируйте его разнообразием. Используйте для этого упражнения 3 главы. Самое простое - потягивания с позевыванием и смехом.
 

Базовая практика

Если сил-духа маловато, то выход из проблемы находится там же где и вход. Если сил много, то очевидно что верное решение вскрывает русло живого процесса. Вошел в русло, научился держаться на плаву и вперед: чем больше читаешь, тем читаешь лучше. Предлагаемая практика содержит одно упражнение, объединяющее все вышесказанное о хорошем чтении. Учитывая законы развития новых чувств-умений, практика чтения должна накопить достаточно пищи для становления чувства: это 100 уроков по 25 минут.

Схема 25-минутного урока:
а) 10-20 минут довольно читаем и затем
б) довольно записываем прочитанное.

Чтение и записи выполняются без остановок, волной.

Тексты обычные, если вы учитесь: учебники, статьи.

Теперь о записях. Будем разнообразны:
• читая делаем заметки в 1-3 слова, затем перегруппировываем заметки в своеродный тезисный конспект
• читаем волной - записываем точно с учетом объема (скорость чтения в 3-5 раз выше скорости записи)
• читаем волной - записываем волной все, что само родится чувством, слово за словом (например: в форме письма другу)
• читаем - затем заполняем содержанием форму: 321, квадра, произвольная схема-карта-структура, смысло-чувственная картина на 1 лист

Этого довольного курса: 50 часов или 100 уроков: вполне достаточно для решения большинства учебных проблем.

Если вы желаете научить хорошему чтению младшекласника, то используйте такую схему: 1 час - самостоятельно, 1 час - вместе с вами (тексты у вас разные). И так в течение месяца. Если с каким-то предметом серьезные нелады, то следует повторить курс здесь (15-50 уроков): пока сформируется понятийная база и живое чувство нового предмета.


 

Хорошо и просто, средствами самой задачи.