Имперский арамейский = Арийский язык,
или на каком языке говорил Исус Христос

В европейском языкознании накопилась путаница с первичными языками, которая мешает наивному прямому восприятию древних текстов. Поэтому начнем с возращения здравого смысла.

1. Когда говорят "арамейский", то имеется в виду язык древних Аккада, Вавилонии, Ассирии и Персии. Древнейшие письменные памятники 9-8 века до н.э. в Месопотамии и Сирии.

2. Когда говорят "имперский арамейский", то имеется в виду язык древней Персии времен Кира и Дария.

3. Антики называли Ассирию CYPIA, а их язык CYP или CYPIOC, т.е. сирийским, сирским или ассирийским (по Богу и столице Ассур/Ашшур). Что вполне логично.

4. Древнеперсидский язык впитал в себя язык Авесты и язык Ассирии.


Чтобы идти дальше нам потребуется энциклопедическая помощь. Мы воспользуемся Большой Советской энциклопедией 1977 года (БЭС-77), а при необходимости будем заглядывать в Энциклопедию Брокгауза и Ефрона 1916 года (Б&Е). Эти даст нам информацию, соответствующую критерию "По мнению большинства ученых" и несколько дистанированную от западных, американских и еврейских интересов, которые управляют Википедией. Потом мы обязательно заглянем и сюда, все-таки прошло 34 года с 1977 года.
 

Большая Советская Энциклопедия

Арамейский язык - один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9—8 вв. до н. э. В период ассирийского и персидского господства (7-4 вв.) А. я. стал официальным языком этих государств и международным языком Бл. и Среднего Востока. К 5 в. до н. э. относится архив арамейских документов. из Элефантины (Египет). На А. я., постепенно вытеснившем еврейский язык, написаны отдельные арамейские части Библии (Эзры, 5—4 вв. до н. э., Даниила, 2 в. до н. э.), и талмудов (т. н. Гамара, 2—5 вв. н. э.), переведены библейские тексты. А. я. пользовались пальмирцы и набатейцы (надписи 1—2 вв.). На основе эдесского наречия А. я. возник сирийский язык, на котором создана богатая христианская литература (3—14 вв.). На мандейском — одном из диалектов А. я. — писались религиозные книги мандейцев (3—8 вв.). Современные арамейские диалекты делятся на 3 группы: зап. (малула), центр. (турайо) и вост. [ассирийский (новосирииский) язык (См. Ассирийский язык)].

Арамеи - арамейцы, кочевые семитские племена, родиной которых являлся Аравийский полуостров. Впервые упоминаются в середине 3-го тыс. до н. э. В 14 в. до н. э. А. проникли в Сирийскую пустыню и на ср. Евфрат, на рубеже 12—11 вв. до н. э. наводнили почти всю Переднюю Азию. В ряде мест (например, к В. от р. Иордан) А. превратились в оседлое население. Арамейский язык (семитской группы) к началу н. э. стал основным разговорным языком Передней Азии. Потомками А. являются современные Ассирийцы (айсоры).

Ассирийский язык - (новосири́йский) общее название современных восточно-арамейских диалектов (урмийский, саламасский, джилу, тиари, мосульский и др.), принадлежащих к семье семито-хамитских языков. На А. я. говорят ассирийцы (сирийцы) в Иране, Турции, Ираке и Сирии, а также переселенцы из названных стран в СССР и США....

Ассирийцы - айсоры (самоназвание — атураи), народ; живут в Иране, Ираке, Турции, Сирии, Иордании, Ливане, США, в СССР и некоторых других странах Европы. Общая численность А. — более 1 млн. чел. (в СССР на 1959—22 тыс. чел.). Современный ассирийский (новосирийский) язык (См. Ассирийский язык) относится к семито-хамитской семье языков. Верующие А. — христиане (в основном несторианского толка). Большинство А. занято в сельском хозяйстве. В ряде стран Востока А. сохраняют пережитки родоплеменной структуры. В СССР большинство А. — городские жители. А. считают себя потомками древних ассирийцев, значительная их часть сохраняет многие древние обычаи, традиции и элементы культуры.



Итак: что мы видим?
а) Арамейский язык стал основным и международным языком Передней Азии в 7-4 веках до н.э. во времена империй Ассирии и Персии. Т.е. международное распространение арамейского языка - это имперский феномен 7-4 веков. Это видимо и есть имперский арамейский язык.
б) Потомками арамеев считаются современные ассирицы, называющие себя атураи. При этом выделяют три диалекта современного арамейского языка - тулала, турайо, ассирийский.

Теперь нам надо заглянуть в историю АССИРИИ И ПЕРСИИ КАК ИМПЕРИЙ 7-4 ВЕКОВ.

 

Большая Советская Энциклопедия

Ассирия - древнее государство на территории современного Ирака. Ядром А. явился Ашшур. Этнический состав его первичного населения неизвестен, к 2000 до н. э. основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. В то время Ашшур играл роль посредника в транзитной торговле между юж. Двуречьем и М. Азией, где имелись торговые станы ашшурских купцов (важнейший — Канес, ныне городище Кюль-Тепе). В начале 18 в. до н. э. Ашшур стал центром крупной державы аморея Шамшиадада I. В 18 в. Ашшур и смежные города подчинялись вавилонскому царю Хаммурапи , а в 16—15 вв. — царям Митанни . Правителю Ашшура Ашшурубаллиту I [конец 15 — начало 14 вв.] удалось создать сильную державу и подчинить своему влиянию Вавилонию (См. Вавилония). Его потомки приняли титул "царей Ассирии". В 14—13 вв. им удалось покорить Сев. Месопотамию и захватить пути подвоза в Вавилонию.

Для древнейшей А. характерна самоуправляющаяся сельская и городская община (алу), имевшая в собственности периодически переделяемый земельный фонд, которым непосредственно владели домашние общины (биту). Знать, входившая в торговые компании, наживалась на караванной торговле. С начала 2-го тыс. до н. э. началась интенсификация и специализация сельского хозяйства и в связи с этим стал развиваться ростовщический кредит. Это привело к созданию крупных частных земельных владений торгово-ростовщической знати и к закабалению и разорению значительной части рядовых общинников. Потребности крупных имений в рабочей силе недостаточно удовлетворялись за счёт долговой кабалы; с 13 в. до н. э. в результате военных походов усилился приток рабов-военнопленных.

Между 16 и 13 вв. был составлен дошедший до нас сборник ассирийских законов. Ассирийское право характеризовалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины.

После временного ослабления (12 в. до н. э.) начался новый подъём могущества А. при Тиглатпаласаре I [конец 12 — начало 11 вв.]. Он вёл войны в Вавилонии, Сев. Сирии и Финикии и совершал набеги на Армянское нагорье. Во 2-й половине правления Тиглатпаласара I началось движение арамейских племён из сирийской степи в Сев. Сирию и Сев. Месопотамию. Ассирийская держава оказалась ослабленной и расчленённой. В результате борьбы внутри господствующего класса резиденция царей А. из г. Ашшура была перенесена в другие города — сначала в Кальху (современное городище Нимруд), а в 8 —7 вв. — в Дур-Шаррукин (современный Хорсабад) и Ниневию (современный Куюнджик).

Новый подъём завоевательной политики А. был вызван стремлением ассирийского господствующего класса захватить богатые сырьём районы, которые с 10 в. до н. э., в результате развития своего собственного ремесла, перестали нуждаться в широком международном обмене.

В конце 10—9 вв. ассирийским царям удалось восстановить свою власть в Сев. Месопотамии и в горах к В. от А. Ассирийские войска неоднократно вторгались на Ю. — в Вавилонию, на С. — в Урарту, на В. — в Мидию, на З. — в Сирию. Однако А. встретилась здесь с ожесточённым сопротивлением сирийского союза государств во главе с Дамаском, и ассирийское господство в Сирии оказалось непрочным. С конца 9 в. в А. начался кризис, связанный с опустошением с.-х. районов во время войн, а также гражданскими войнами между партией жречества и привилегированной торговой и служилой знати и военной партией. В результате 3-й гражданской войны царём стал Тиглатпаласар III [745—727]. В период его правления политика истребления покорённых народов была заменена политикой массового переселения их из одних районов в другие; наместничества разукрупнены, и права наместников ограничены; создана постоянная армия, которая содержалась за счёт государства; А. вновь перешла к завоевательной политике. В течение 100 лет были завоёваны вся Передняя Азия (кроме Урарту и некоторых окраинных областей) и Египет. Тиглатпаласар III и его сын Салманасар V [727—722], а позже Синахериб [705—680] были сторонниками военной партии и ограничивали права знати, отменяя привилегии самоуправляющихся торговых городов как в самой А., так и в Вавилонии (Синахериб даже полностью разрушил Вавилон). Напротив, Саргон II [722—705] и особенно Асархаддон [680—669] блокировались с жреческой партией и вавилонскими привилегированными городами.

Ещё с конца 8 в. до н. э. противники А. пытались противопоставить ей коалиции ряда государств и племён. При царе Ашшурбанипале [669 — около 633] война А. с коалицией, возглавлявшейся его братом, вавилонским царём Шамашшумукином, окончательно подорвала силы А. Положение свободных земледельцев (численно сильно уменьшившихся) ухудшилось. Они были обложены тяжкими натуральными налогами и повинностями и связаны общинной круговой порукой. В большинстве своём они пользовались землёй, являвшейся собственностью царя по праву завоевания, или землёй, подаренной царём вельможам. Земли царя и знати обрабатывались главным образом посаженными на землю пленными и переселенными.

Хищнические войны разоряли население покорённых стран и истощали А. Моральное состояние армии ухудшалось. Военно-технические достижения А. перестали быть её монополией. В конце 7 в. коалиция Вавилонии и Мидии разгромила А., разрушила её основные города и уничтожила (626—605) ассирийское государство. Ассирийская знать была вырезана во время войны, остальное население смешалось с арамеями Месопотамии.

Ашшур

I Ашшур - в верованиях древних ассирийцев верховный бог, покровитель ассирийских царей. Обычно изображался в виде крылатого солнечного диска, из которого выступает туловище воина, стреляющего из лука.

II Ашшур - Ассур, город в Ассирии (ныне руины Калъат-Шаргат на территории Ирака). Древнейшие археологические слои относятся к 4-му тыс. до н. э. В конце 3-го — начале 2-го тыс. до н. э. был городом-государством (управлялся правителем — «иш-шаккумом» совместно с советом старейшин) — форпостом шумеро-аккадской культуры и крупнейшим центром транзитной торговли. С середины 2-го тыс. до н. э. — столица Ассирии. С 9 в. до н. э. перестал быть резиденцией царя, но продолжал считаться столицей. В 614 до н. э. был разрушен мидянами. В последние века до н. э. — парфянский город....


 

Конспектируем для выделения сути, имея в виду арамейский имперский язык 7-4 веков до н.э.

Ассирия - древнее государство на территории современного Ирака. Ядром А. явился Ашшур - форпост шумеро-аккадской культуры.

Ашшур - в верованиях древних ассирийцев верховный бог, покровитель ассирийских царей. Обычно изображался в виде крылатого солнечного диска, из которого выступает туловище воина, стреляющего из лука.

... царём стал Тиглатпаласар III [745—727].

А. вновь перешла к завоевательной политике.

В течение 100 лет были завоёваны вся Передняя Азия (кроме Урарту и некоторых окраинных областей) и Египет.

В конце 7 в. коалиция Вавилонии и Мидии (части Ассирии) разгромила А., разрушила её основные города и уничтожила (626—605) ассирийское государство (=создало новое государство).

Ассирийская знать была вырезана во время войны, остальное население смешалось с арамеями Месопотамии.


Надо посмотреть про шумеро-аккадов и Вавилонию.

 

Большая Советская Энциклопедия

Вавилония - древнее государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции последующие времена) территория В. носила наименование «Шумер и Аккад». До начала 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24—22 вв.), позднее — царям III династии Ура (конец 22—21 вв.).

В 1894 до н. э. в В. утвердилась местная династия аморитского происхождения, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизованную рабовладельческую деспотию. Экономическое развитие В. достигло значительного уровня. Была расширена ирригационная система, применялись в большем количестве, чем прежде, бронзовые орудия. Возрос удельный вес денежного хозяйства (оплата серебром, постепенно вытеснявшая обмен и вознаграждение за труд натурой). Общество делилось на рабовладельцев и рабов, что доказывается дошедшими до нас государственными и частноправовыми документами. Встречались также батраки и ремесленники, работавшие на заказ, как это видно из свода законов Хаммурапи. Допускалась купля-продажа земли, действовали тамкары (торговые агенты, занимавшиеся торговлей и ростовщическими операциями). Сельская община находилась в процессе разложения.
Со 2-й половины 18 в. до н. э. начались вторжения в В. внешних врагов, главным образом касситов, овладевших в 16 в. всей страной. При касситской династии (1518—1204) после временного регресса наблюдался хозяйственный подъём (развитие коневодства, установление регулярных связей с Египтом, откуда ввозилось золото, и т.д.). При касситской и следующих за ней династиях неоднократно происходили вторжения в В. новых внешних врагов (главным образом ассирийцев и эламитов).

В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 626 до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Он оказал поддержку мидянам в борьбе с Ассирией и разделил с Киаксаромтерриторию Ассирийской державы. 626 принято считать началом Нововавилонского царства. При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В. При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня. Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии. Большую роль стали играть торгово-ростовщические дома (Эгиби и др.). Увеличилась роль рабского труда во всех отраслях хозяйства. После смерти Навуходоносора II произошло несколько дворцовых переворотов. В 555 престол захватил Набонид.

В середине 6 в. В. потерпела поражение в борьбе с персидской державой Ахеменидов (См. Ахемениды). В 539 до н. э. персидский царь Кир II овладел Вавилоном. Хотя номинально персидские цари до 482 до н. э. именовали себя царями В., она фактически утратила свою политическую самостоятельность.

О развитии в В. культуры см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура, об изучении истории В. см. в ст. Ассириология.


Сокращаем поближе к нашим интересам (имперский арамейский 7-4 веков)

Вавилония - В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 626 до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Это начало Нововавилонского царства.

При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В. При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня.

Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии. 

В середине 6 в. В. потерпела поражение в борьбе с персидской державой Ахеменидов (См. Ахемениды). В 539 до н. э. персидский царь Кир II овладел Вавилоном. Хотя номинально персидские цари до 482 до н. э. именовали себя царями В., она фактически утратила свою политическую самостоятельность.


Промежуточный итог.

Ассирийская империя (новоассирийское царство) - 740-626 годы до н.э.

Ассур - Бог и духовная столица Ассирийской империи.

Нововавилонское царство - преемник Ассирии - 626-539 годы до н.э.

Персидские цари (империя) считали себя преемниками и правителями Вавилонии-Ассирии.


Подробнее:
• 728 год - Тиглатпаласар III коронован в древнем городе Хаммурапи.
• 722 год - Саргон II, основатель новой ассирийской династии, начало имперского века Ассирии. Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта.
• 671-660 - захват и владение Египтом. В это же время начинается нашествие скифов (племена северного Причерноморья).
БЭС-77: Скифы: "С 70-х гг. 7 в. до н. э. С. завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале 6 в. до н. э. были вытеснены оттуда мидийцами."
• 612 год - скифы в союзе с Мидией и Вавилоном захватывают Ниневию - столицу Ассирии.
• Далее Мидия вытесняет скифов.

А вот ведь про скифов в статьях про Ассирийскую и Нововавилонскую империи "позабыли упомянуть". А ведь какая интересная картина получается:
а) Египет восстанавливает свою независимость
б) Ассирийская империя окончательно сходит со сцены
в) Ее сменяет Нововавилонская империя
и все это происходит как раз во времена, когда скифы "господствовали в Передней Азии".

Что нам надо знать про скифов в первую очередь?
• это родственные племёна североиранской языковой группы индоевропейской семьи, т.е. это ираноязычные племена
• греки называли их скифами (СKYΘAI), сами они называли себя сколоты, персы называли их саками по имени одного из их племен, в Библии они именуются как Гог и Магог
• в Переднюю Азию пришли и властвовали царские скифы (вооруженные кочевые орды), базировавшиеся в низовьях между Доном и Днепром
• самым распространенным культом у царских скифов, по греческим сообщениям, был культ Арея-Ареса, также называется Папай как скифский Зевс
• их оружие - луки, короткие мечи, дротики, копья
• с -350 года по 350 год существовало Скифское царство
• скифские курганы найдены в Ставрии, Кубани, Крыму, Харьковской, Киевской, Полтавской областях
• к скифским племенам также причисляют ираноязычных савроматов (сарматов, север Прикаспия) и саков (север Средней Азии)


 

Смотрим добавления в Б&Е
• Ассирия у греков и римлян, Ассур по-ассирийски, Ашур у евреев и Атура (Athura) у древ. персов.
• Первый культурный народ, населявший А., был Турано-уральского происхождения. Этим народом, о котором сведения доставлены клинообразными надписями были - сумиры; к нему присоединились жившие в древности на Ю. от него аккады, и еще последние вавилонские цари назывались царями сумиров и аккадов. Язык, на котором говорили эти туранцы, назывался сумирским (ошибочно наз. аккадским). Ассирийцы называли язык сумиров "священным языком" и пользовались им и в позднейшие времена. Ими оставлено множество памятников с ассирийским переводом. Древнее название А. было Сумир...
• Властители носили арийское имя Патис, но язык господствовал семитический... Первые города Ассирии - Ниневия, Калах и Рез-Ану - основаны семитом Ассуром.
• В ассирийских надписях замечаются имена 7, а поздние 12 главных божеств, во главе которых стоял еще сверх того бог Ассур. Имена этих 13 богов следующие: Ассур, Ану, бог земли, Бэль-эль - демиург и отец богов, бог моря, Бин, Ян, Ану - бог дождей, Небо - начальник небесных войск, позднее называвшийся Меркурием, Нинип Самдон-Геркулес, Нергал - бог войны, Самас - солнце, Сип - луна, Таоат - мать богов, Истар - богиня войны и любви. Истар впоследствии расчленяется на несколько богинь. Планеты считались также божествами, равно как и многие силы природы. Колоссальные быки и крылатые львы изображали собою божества низшего порядка. В национальном боге Ассуре нельзя не узнать Зороастрова Ормузда.

Покорившие Вавилон персы заимствовали, вместе со многими другими элементами культуры, и клинопись, избрав из нее около 40 знаков и превратив их, по упрощении, в алфавитные.

 

Что мы знаем о шумерах.

Большая Советская Энциклопедия

Шумер - Сумер, историческая область в Южном Двуречье (между рр. Тигр и Евфрат, на территории южной части современного Ирака)...

Время 2700—2300, когда уже возникла подлинная письменность — Клинопись, исследователи относят к раннединастическому периоду. Для него характерно наличие множества городов-государств, центрами которых были обширные храмовые хозяйства (вне них существовали хозяйства большесемейных общин). Основными производителями были полноправные общинники и храмовые клиенты, лишённые собственности на средства производства; было известно рабство; существовала богатая общинная знать. Хозяйство базировалось на речном орошении со сбором паводковых вод в водохранилищах, что порождало непрерывные войны за головные каналы и орошенные поля.

Военные вожди отдельных городов-государств (наиболее ранние из известных — правители I династии Киша, I династии Урука, 28—27 вв. до н. э., затем Ура (См. Ура), Лагаша и др.) поочерёдно добивались временной гегемонии над соседними городами.

Внутри городов шла борьба за власть над храмовым хозяйством между жреческо-родовой и светской служилой знатью, поддерживавшей притязания правителя. Наиболее известным проявлением этой борьбы были реформы Урукагины (См. Урукагина) (Уруинимгины) в Лагаше (24 в. до н. э.). Последним правителем раннединастического типа был Лугальзаггиси (Лугальзагеси), правитель соседней с Лагашем Уммы (См. Умма), а позже и Урука. Царю г. Аккада Саргону Древнему удалось подчинить как государства Умму, Урук и Лагаш, так и другие независимые государства Ш. и создать в Двуречье державу «Царство 4 стран света» (династия Аккада, 24—22 вв. до н. э.). государство Аккада погибло под натиском горских племён кутиев (гутеев). В конце 22 в. до н. э. кутии были изгнаны царём Урука Утухенгалем, после смерти которого власть перешла к Ур-Намму, основателю III династии Ура и «Царства Шумера и Аккада». хозяйство этого государства было основано на гигантских царских имениях, управлявшихся огромным аппаратом чиновников и надзирателей; работники же были фактически низведены до рабского положения; хозяйственная, политическая и культурная жизнь общин замерла. При III династии Ура был унифицирован пантеон богов; цари обожествлялись при жизни. Насаждалась идея рабской зависимости человека от богов. Около 2000 до н. э. III династия Ура рухнула под натиском западно-семитских скотоводов — аморитов (См. Амориты) и горцев-эламитов. Дальнейшую историю Ш. см. в ст. Вавилония.

О культуре Ш. см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура .


ДОБАВЛЯЕМ

Ур - один из древнейших городов мира, в южной Вавилонии. Цари Ура - Гур, Дунги, Бурсин, Гимильсин и Инесин - носили титул сначала "царей Сумира и Аккада", потом царей "четырех стран" и были могущественными повелителями большей части южной Вавилонии.

Лагаш - древнее государство в Шумере. Поселения - Урукуга, Нина. Расцвет с Ур-Нанше (26—24 вв. до н. э.). Его наследники подчинили себе значительную часть Шумера.

Урук - древний город-государство в Шумере (библейский Эрех, греч. Орхоя). В 28–27 вв. до н. э. (при полулегендарных правителях Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше) под гегемонией У. были объединены города-государства Юж. Двуречья (1 династия Урука). В 24 в. до н. э. Урук был столицей Шумера. 

ДОБАВЛЯЕМ

Семирамида - Шаммурамат, Шамирам, царица Ассирии, жена царя Шамшиадада V и мать Ададнирари III, регентша в годы малолетства последнего (810—806 до н. э.). Вела войны главным образом в Мидии. В Ассирии была известна под именем Шаммурамат. В античную литературу вошла под именем С. (впервые у греческого писателя Ктесия, конец 5 — начало 4 вв. до н. э.). С её именем связывались «висячие сады» («сады С.») — одно из «семи чудес света». В армянской литературе известна под именем Шамирам (в сочинениях армянского историка Мовсеса Хоренаци, 5 — начало 6 вв. н. э.).

• Б&Е Семирамида - греч. CEMIPAMI. По сведениям Ктезия, сообщаемым на основании мидоперсидских источников, основателем ассирийского могущества был Нин и его жена Семирамида, азиатская завоевательница и строительница Вавилона.
• Жену Сарданапала IV (870 - 857) Саммурамат ошибочно смешивают с геродотовой Семирамидой.


Считается, что Ассирия сменяет Шумер и что шумерский язык вытесняется аккадским (древнейшим из семитских языков), имеющим два диалекта - вавилонский и ассирийский*. И стало быть ассирийский язык - это тоже семитский и читать его надо - естественно - по еврейски.

* Есть тут путаница. Наследники этого языка называют себя ассирийцами и атураи. Греки изначально использовали слово CYPIA как сокращение для всей Ассирии и только в эллинистическую эпоху это слово стало локализоваться для Сирии.

Попробуем взглянуть на эту ситуацию наивно.

1. Мы обнаруживаем стандартную подмену древнего С на еврейское Ш (сумер/шумер, Ассур/Ашшур, Курос/Куруш...). Добавим сюда, что в той древности гласных букв не было и их сейчас восстанавливают исходя из соспоставлений фонетических свидетелей античности - персов, греков, латинян.

Масореты начали огласовку арамейского/иврита в 5 веке н.э., а закончили в 10 веке. А греческая и ассирийско-персидская огласовки относятся 5-3 векам до н.э.

2. Мы обнаруживаем, что корень "УР" имеет определяющее значение для Шумера (Ур, Урук, Гур, Урукуг, Ур-Намше).

3. Мы узнаем, что греки узнали все это из мидийских источников в примерно в 400 году до н.э.

Объединяем все это и получаем слова СУМУР/СИМУР/СЕМУР/САМУР/СОМУР, которые может быть означают Общие Уру или Семя Ура (наследников Ура; два в одном - и семиты и Ур). Слово семиты происходит от имени Сима, сына Ноя, поэтому в силу индоевропейского родства языков посмотрим вокруг и найдем в греческом четыре корня СИМ (знак, знамя), СIM (поднятый), CYM (вместе) и CωM (тело). Получаем значения на выбор: под знаменем Ура, поднимающиеся к Уру, вместе с Уром и тела Ура. Смысл их в принципе совпадает.

Но вспоминая, что все язычники поклонялись Солнцу, и вспоминая древне-ассурское имя Солнца САМАС - мы можем сделать верный выбор:
это САМУР = Солнце Ура.

Семирамида/СамУраМат - правительница Ассирии (810-806) нам в помощь.

Смотрим что там было дальше.

 

Шумерский сменился аккадским/семитским в 2300 году до н.э. (при Саргоне). В 2200 году Аккад был покорен гутеями/кутиями, к которым в Вавилоне причисляли мидян, персов, маннейцев, урартов. Т.е. ираноязычников. Лет через 100 в Месопотамию возвращается власть Ура/Урука. Затем около 1900 года до н.э. власть захватывают семитические племена амореев/амурру из Сирии и основывают первое Вавилонское царство (Хаммурапи).

После этого в БЭС-77 в один абзац поместилось более 1000 лет* и в 689 году Вавилон был разрушен ассирийскими войсками.

* Плоды египетской хронологии Манефона.

● Ассирийская империя (новоассирийское царство) - 740-626 годы до н.э.

● Ассур - Бог и духовная столица Ассирийской империи.

● Нововавилонское царство - преемник Ассирии - 626-539 годы до н.э.

● Персидские цари (империя) считали себя преемниками и правителями Вавилонии-Ассирии.

• 670 - нашествие ираноязычных скифов северного Причерноморья.

• Скифы господствуют в Передней Азии до 600 года.

• Далее в Передней Азии правит ираноязычная Мидия.

• 550 год - Кир Великий побеждает Мидию.
 




Божественная этимология

• Ассирийцы называли язык шумеров (самуров) "священным языком".

• Первый Царь и Бог Ассирии - Ассур, в котором узнается персидский АхураМазда (греч. ωРОМАZИC/ωРОМАСΔИС).

• Ассур прямо ассоциируется с Осирисом: столько лет соседства Ассирии с Египтом, с поочередными завоеваниями друг дружки и удержанием имен своих первобогов, плюс распространение культа Исиды (ICIC, ICIOC, ICI) во всем Присредиземноморье - от Египта до Галлии.
А где же ее муж и сын?

• Мужа Осириса/Ассура мы уже видим. А ведь их сын - Гор - совсем рядом. По гречески его имя писалось как ωРОС. Кстати, еще 100 лет назад (Б&Е) имя АхураМазды по древнеперсидски читалось учеными как АгураМазда.

• Гор/Хор - египетский Бог Солнца, сын Осириса и Исиды, представлялся в виде сокола (или человека с головой сокола) или крылатого солнечного диска.

• АхураМазда переводится как Добра Творец и является источником всего света, изображается как Царь внутри крылатого Солнца.

• Ассур является первым Царем народа и тоже изображается внутри крылатого Солнца. Осирис также является первым Царем народа и после смерти он возглавляет Царство мертвых, передавая свою власть над живым миром и его Солнцем своему сыну Гору/Хору.

• Власть Ассура/Осириса над Солнцем отразилась в ведическом санскрите, где Солнце и Небо называются Сурас/Суриас.

К подмене С/Ш добавляется подмена В/Б (Вавилон/Бабилон, Василевс/Базилевс), ох уж эта Б - как же греки жили без нее? В греческом также вызывают вопросы значения букв Ψ - ПСИ и  Ξ  - КСИ (их можно записать другими буквами), а еще Θ - ТЕТА (4 формы буквы) и ω - ОМЕГА (ср. ωРОС=Гор/Хор, Ахура/Агура, IωANN = Иван/Иоганн/Иоханн*Джон).



Теперь мы можем взглянуть на историю Персидской империи.

 

Большая Советская Энциклопедия

Ахемениды - династия царей древнеперсидской державы [558 — 330 до н. э.]; ведёт начало от Ахемена, вождя союза персидских племён. Потомок Ахемена Кир II Великий, правивший (558—530) в Парсе и Аншане (Сев. Элам), основал огромную империю, объединившую большинство стран Бл. и Ср. Востока: в 550/549 была захвачена Мидия, в течение последующих трёх лет были завоёваны страны, входившие в состав б. Мидийской державы, в 546 — Лидия и греческие города М. Азии, между 545 и 539 — значительная часть Ср. Азии, в 539 — Вавилония, в 525 — Египет, между 519 и 512 острова Эгейского моря, Фракия, Македония и северо-западная часть Индии. После Кира II правили: Камбис II [530—522], Дарий I [522—486], Ксеркс I [486—465], Артаксеркс I [465—424], Ксеркс II [424], Согдиан [424—423], Дарий II [423—404], Артаксеркс II [404—358], Артаксеркс III [358—338], Арсес [338—336], Дарий III [336—330]. Столицами государства А. были Персеполь, Вавилон, Сузы и Экбатана.

Управление империей А., представлявшей собой восточную деспотию, осуществлялось при помощи сложной бюрократической системы, оформившейся при Дарий I. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы); они обязаны были собирать с населения и платить персидскому царю огромные подати (деньгами и натурой), особенно разорительные там, где для их оплаты население было вынуждено прибегать к займам у ростовщиков.

По этническому составу и социальному укладу империя А. была неоднородна. В городах М. Азии, в Вавилонии, Финикии и Египте в сельском хозяйстве и ремесле широко применялся труд рабов, в то же время отсталые области Фракии, Македонии, кочевые арабские и скифские племена находились на стадии разложения родового строя. Персидская администрация сохраняла в завоёванных странах старые местные законы, религии, денежные системы, письменность и языки. Сами персы были освобождены от податей и принудительных работ. Персидские цари, их родственники, сатрапы и вельможи имели большие хозяйства, основанные на рабском труде.

С ослаблением военной силы А. их держава начала распадаться. Греко-персидские войны 500—449 до н. э. свидетельствовали о падении боеспособности персидской армии. В 330 до н. э. под ударами армии Александра Македонского государство А. прекратило существование.

Кир II - Великий (греч. KYPOC, древнеперсидское Куруш) (год рождения неизвестен — умер в 530 до н. э.), в древней Персии царь в 558—530, из династии Ахеменидов (См. Ахемениды). В 558 возглавил союз персидских племён, восставших в 553 против владычества мидян. В 550/549 завоевал Мидию, в 546 — Лидию и греческие города Малой Азии, между 545 и 539 — значительную часть Средней Азии, в 539 — Вавилонию. Вавилон стал одной 113 царских резиденций. В 530 отправился в поход против массагетских племён Средней Азии, но потерпел поражение и погиб. Образ К. II нашёл широкое отражение в древневосточной и античной литературе («Киропедия» Ксенофонта и др.).

Дарий I - Дараявауш (греч. ΔAPEIOC), царь Древней Персии в 522—486 до н. э. из династии Ахеменидов (См. Ахемениды). Стал править после убийства им Гауматы (См. Гаумата). В 522—521 подавил восстания в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии и скифских племён в Средней Азии.

Около 518 завоевал северо-западную часть Индии.

В 512 (по Геродоту) совершил неудачный поход против скифов Причерноморья.

При Д. I начались Греко-персидские войны . Д. I провёл ряд реформ, в результате которых вся держава была разделена на военно-административные округа (см. Сатрапии) и установлена упорядоченная податная система; представители персидской знати получили должности сатрапов и начальников крепостей, а также наследственные владения в различных странах империи. Реформы Д. I, образцовое содержание старых торговых путей и строительство новых, восстановление канала от Нила до Суэца, чеканка золотой монеты (Дариков) — всё это способствовало развитию международной торговли в неизвестных до того времени масштабах. При Д. I развернулось значительное строительство (храмы в Мемфисе, дворцы в Сузах, царская резиденция Персеполь и пр.). Время царствования Д. I было периодом наивысшего могущества Ахеменидов.



Сокращаем.

Персидская империя

• 558—530 - Кир Великий (греч. KYPOC, перс. Куруш) - начало империи, завоевание Передней и Средней Азии

• 522—486 - Дарий I (греч. ΔAPEIOC, перс. Дараявауш), расцвет империи и ее расширение на Египет и северо-запад Индии

• 330 год - завоевание Александра Македонского, начало 300-летней эллинистической эпохи

• Кир Великий считал себя арием, как и все персы по сей день.

• Религия древних персов близка египетской религии.

Добавляем:

+ Древние персы считали Персея первым персом.
Напомню, что Персей - сын Зевса и Данаи, плод непорочного зачатия от золотого дождя. Убил морское чудовище, которое пожирало людей и опустошало страну и ему в жертву была принесена Андромеда.

+ Знатоки санскрита могут понимать общий смысл фраз из Авесты (зенд-авестийский язык можно назвать протоперсидским).

+ Индусы считают, что арии пришли с севера, а персы завоевали как раз северо-запад Индии.

+ Перед возникновением Персидской империи 50 лет в Передней Азии правят ираноязычные мидяне, а до этого 70 лет правят ираноязычные  скифы.

+ Скифы и савроматы были ираноязычными (=арийско-язычными), выше них и несколько на запад поселяются+соседствуют восточные славяне. Царские скифы, покорившие Переднюю Азию называли себя сколотами, поклонялись Арию, а Бога небесного называли Папа.

 

 

Итак: имперский арамейский на поверку оказывается ираноязычным, а точнее арийским языком.